Писемский А.Ф.

 
Писемский Алексей Феофилактович (11.03.1821 года, с. Раменье, ныне Чухломского района Костромской области - 21.01.1881 года, Москва) - русский писатель.

Принадлежал к старинному обедневшему дворянскому роду. Окончил математическое отделение Московского университета в 1844 году. Около 10 лет был на государственной службе в Костроме и Москве. Выступил в печати в 1848 году. Первый роман Писемского "Боярщина" (1846, опубликован 1858) написан в духе натуральной школы 40-х гг.


Известность пришла к Писемскому после опубликования повести "Тюфяк" (1850). Затем появились повести из жизни дворянско-чиновничьей провинции - "Комик", "Богатый жених" (обе - 1851), "М-г Батманов" (1852), "Фанфарон" (1854), "Виновата ли она?" (1855) и другие, комедии "Ипохондрик" (1852) и "Раздел" (1853), рассказы из крестьянской жизни. Писатель не видел в дворянской среде людей, способных сопротивляться влиянию её бесчеловечной морали, поэтому ирония - одно из главных свойств его стиля. Цельные характеры писатель находил только в народе.


В романе "Тысяча душ" (1858) - самом значительном своём произведении - Писемский создал обширную картину русской жизни предреформенной поры, в частности "деловых" отношений между людьми. Драма "Горькая судьбина" (1859, постановка 1863) - одна из лучших пьес русской драматургии. Точность социальных характеристик сочетается с глубоким раскрытием душевной жизни героев, трагедии, разразившейся в крестьянской семье.


В 1857-1860 годах Писемский совместно с А. В. Дружининым, а в 1860-1863 единолично редактировал журнал "Библиотека для чтения". В этот период в фельетонах (псевдоним - Никита Безрылов) и в романе "Взбаламученное море" (1863) он выступил с грубыми нападками на революционное движение. Осуждённый прогрессивной общественностью, Писемский ушёл из журнала. В романе "Люди сороковых годов" (1869) антинигилистическая тенденция несколько приглушена. Событиям 60-х гг. посвящен и роман "В водовороте" (1871); писатель не отказался в нём от убеждения, что подлинные революционеры - наивные одиночки, но их нравственное благородство для него уже несомненно. Роман получил высокую оценку Л. Н. Толстого. Главной темой Писемского в конце жизни становится буржуазное стяжательство: пьесы "Ваал", "Просвещённое время", "Финансовый гений", роман "Мещане" (1877). Писемскому принадлежит также исторический роман "Масоны" (1880).

Также в этом разделе:



Добавить отзыв об этой странице Сообщить об ошибке