Древнейший детинец и Кремль, или Старый Город и Новый город

 

Древнейший детинец


Древнейший кремль в Костроме должен был появиться в середине-конце 12-го века. После долгих поисков, археологи наконец его обнаружили. Ныне на этом месте - просто пересечение двух улиц, Островского и Пятницкой, и - каменный памятный знак (рисунки 8, 9). Что могли, археологи из почвы уже выжали. Раскопками выявлен культурный слой 12-го века, а также курганный могильник. Ученые предположили, что кладбище появилось еще в языческие, дорусские времена. В этом районе культурный слой Костромы достигает своего максимума - 2,5 метра. Сам детинец оказался типичной русской крепостью домонгольского облика, площадью чуть более гектара. К детинцу прилегали дома-усадьбы 12-14 веков, так хорошо известные по Новгороду. В одной из усадеб найдена мастерская, где делали железные предметы, а также - стеклянные браслеты. Последний факт, кажется, так и не оценен археологами, продолжающими считать, что все стекло, найденное на Руси - импортное.

Крепость сгорела в 1416 году, укрепления решили возобновить на другом месте, и уже в 17-м веке от детинца осталась лишь "старая осыпь", которую и отметили дотошные переписные книги. Однако, план города 17 века фиксирует, что улицы стремятся по-старинке к этому утраченному центру, и архитекторы видят в этом главную градостроительную трагедию Костромы - города разбросанного, неструктурированного. Полагают, что древнейшие городские кварталы располагались по правому берегу реки Сулы, то есть в сторону реки Костромы, потому что именно там находились старейшие монастыри - Анастасьевский, Спасо-Запрудненский, Ипатьевский. Местность же по противоположному, правому берегу Сулы, видимо, долго стояла поросшая лесом, и называлась Дебрей, а первая улица, сложившаяся здесь лишь в 15-м веке - Боровой Дебрей.

В детинце располагалась Федоровская церковь, соборный храм, едва ли не древнейший в городе. Когда построена, неизвестно, но, вероятно, деревянное здание возвели уже в 12-м веке. В 1276 году здесь похоронили князя Василя Квашню, а в 1320 тут венчался тверской князь Константин Михайлович с дочерью московского князя Софьей. Вероятно, в какой-тот момент (в 15-м столетии, или в 17-м, после пожара?) храм разрушился и оказался забыт. На его месте в 1769 году поставили Богоотцовский собор с Федоровским приделом барочного облика. В конце 19-го века вокруг него археологи искали останки Василия Квашни, но никакой подходящей гробницы не обнаружили. Собор разрушен после революции. Его дореволюционных изображений нам найти не удалось. Ныне памятник основанию Костромы (лаконичная гранитная глыба) и подобие мини-парка вокруг него находятся в относительном запустении.

Кремль, или Старый Город

Как уже говорилось, после пожара 1416 года московские князья переносят кремль на более возвышенное место, на холм восточнее старого детинца, откуда лучше просматривалась Волга (на плане справа эта крепость помечена литерой А). Судя по описанию, в кремле было 14 башен, в том числе 3 проездных. Главные ворота - Спасские - были на торгу, безымянные - со стороны Волги, со стороны Дебри - Ильинские. Башни были четырехгранными, стены рублены "в борозду без тарасов", их высота доходила до 5 м. У проездных бышен - отводные стрельни, был и тайник для воды. Все строения в нем оставались деревянными.
Уже до революции на месте старой крепости стали разбивать парк, а валы и рвы методично уничтожать. В советское время это увлекательное занятие доведено до своего логического конца (рисунок 10). До революции Старый город еще выделялся на фоне городской застройки своей особостью (рисунок 11). Сегодня существует всего две точки, где хорошо видны остатки валов и что-то наподобие рва. Это, во-первых, обрыв, на котором расположены дома постройки 18-го века: в них жил притч Успенского собора (см. ниже; рисунок 12). Этот обрыв хорошо заметен и на рисунке 11, исполненном в 19-м веке. Во-вторых, это часть вала, которая подходит к Волге - на ней стоит "беседка Островского", как бы примета некой древности, на деле же - новодел 1960-х годов (рисунок 13). Но спасибо этой беседке - кто хочет посмотреть древний вал, для него она хороший ориентир.

Доминантой кремля служил Успенский собор, разрушенный коммунистами (рисунок 14). У антикваров было твердое мнение, будто собор основан еще около 1250 года князем Василием Квашней. Основанием для такого суждения послужила, похоже, лишь крайне ненадежная легенда об обретении иконы Федоровской Богоматери, где сказано, что 1270 году в Костроме появился каменный Успенский собор (кстати, даты, как видим, гуляют в пределах 20 лет). Историки за это ухватились и предположили, что модель храма, которую местные мастера подарили Василию Квашне, была именно моделью Успенского собора. Модель хранилась в Костроме как реликвия, потом ее подарили иноземным купцам. Допустим, но при этом к Успенскому собору зачем-то пытались привязать церковь Федора Стратилата: якобы сам Василий назвал храм именно в честь Федора, но после двух пожаров восстановленный собор нарекли Успенским, а св. Федору дали придел (фиксируется впервые в 1666 году). Каково же было разочарование археологов, когда проведенные еще в 19 веке раскопки не выявили кладки древнее 17-го века! Поэтому, положа руку на сердце, вопрос о древности Успенского собора остается открытым. Я полагаю, что собор не мог быть основан ранее, чем заложили Старый город, то есть не прежде начала 15-го века. Если он был тогда деревянным, это объясняет, почему самая ранняя кладка появляется лишь в 17-м веке. Также Успенский собор никак не связан с храмом Федора Стратилата. Федоровский храм стоял в Древнейшем детинце (см. выше). В пожаре 1654 года (?) он сгорел, и тогда же его решили не восстанавливать, а перенести престол в Успенский собор, где он и фиксируется, как я уже говорил, в 1666 году. В Успенский собор попала и знаменитая Федоровская икона, хранившаяся там до революции, а потом оказавшаяся в музее. Фрески Успенского собора, выполненные в 18-м веке не слишком художественно, и испорченные в 19-м еще более, посвящены были легенде об обретении иконы.

Успенский собор так пострадал в пожаре 1654 года, что его перестроили полностью, значительно увеличив, и придав завершениям куполов чуждый Костроме украинский облик - видимо, поработала бригада с Украины. Тогда же поставлена шатровая колокольня, разрушенная полностью пожаром 1773 года, после которого оба здания вновь перестроили полностью. Новая переделка была в 1843 году. Многочисленные переделки и стали аргументом для большевиков, что здание не представляет ценности, и его надо взорвать.

Успенский собор - единственный в России, апсиды которого повернуты не на восток, а на север. Чем это было вызвано, сказать трудно. Я консультировался со знатоками архитектуры, и они сказали, что такое могло быть вызвано теснотой и невозможностью ориентировать храм иначе. Это объяснение меня не удовлетворило, поскольку места в общем-то было достаточно. Скорее всего, в поздно христианизированном Костромском краю мы встречаемся с каким-то особым обычаем, пережитком прежних верований. Не исключено, что для наскоро крещеных финно-угров север был более важной доминантой, чем восток. Заметим также, что в 18-м веке Святые ворота Ипатьевского монастыря переориентировали с востока на север.

Рядом с Успенским собором в древности находился Здвиженский (Крестовоздвиженский) монастырь с церковью Воздвижения Честнаго Креста, которую переписчик 17-го века застал шатровой. Церковь состояла из двух зданий, летнего и теплого. У этих храмов была колокольня. Дата основания монастыря также неизвестна, и он не восстанавливался после пожара 1773 года. На его месте в 1776-1791 годах возведен, в соответствующем стиле, Богоявленский собор, служивший зимним вариантом Успенского собора (рисунок 15 - Успенский собор справа, колокольня Богоявленского собора слева). При нем стояла колокольня, которой восхищались в 19-м веке, но которая, на самом деле, представляла из себя скучное сооружение в духе устремленных вверх колонн - таких в России море. Единственное отличие состояло в украшениях, которые, говорят, придавали колокольне сходство с индийской пагодой. Эта колокольня встала на месте разрушенной в 1773 году, которая была, наверное, более интересна, поскольку, по мнению эстетов 19-го столетия, представляла собой "нагромождение всяческих излишеств". Собор был окружен оградой, в которой выделялись Триумфальные ворота, поставленные по случаю приезда Екатерины Великой в 1767 году (точнее, 2-3 годами позже; в момент визита стояли точно такие же, деревянные). Это было чудовищное порождение провинциального барокко, в котором все украшательства довелись до абсурда. Жалко все-таки, что они не сохранились. В древности рядом с Успенским собором стоял храм Похвалы Пресвятой Богородицы, но его точное место уже в 19-м веке было забыто. Несколько саженей севернее Успенского собора была церковь Живоначальной Троицы, каменная, которая стояла в руинированном состоянии уже в 17-м веке. Дата ее основания неизвестна. Чтобы читатель не заблуждался: все до единого культовые здания Старого города уничтожены или в пожарах 17-18 веков, или сразу после революции.

Помимо культовых сооружений, в кремле были казенные здания, осадные дворы (небольшие хоромы внутри кремля, чтобы прятаться, но не жить там), и частные дома. Осадный двор возле Успенского собора был и у матери Михаила Романова, Марфы, в миру Ксении Шестовой. Монастыри владели 7-ю осадными дворами. Всего в кремле было 191 дворов и домом. Вероятно, такое количество дворов появилось в Смуту, когда многие московские "олигархи" по старой традиции заводили здесь представительства, надеясь укрыться от московских бедствий, как это делали прежде князья Дмитрий и Василий, и не предполагали попасть в самое сердце Смуты. Всего в Старом городе до перепланировки насчитывалось 3 улицы. Но по плану 1781 года никаких частных строений в кремле стоить больше не полагалось, и их после пожара, последовавшего незадолго до утверждения плана, восстанавливать не стали.

Новый город
В начале 17-го века к крепости, которая после того стала называться Старым городом, пристраивают впритык другую, названную Новым городом. Случилось это в 1619 году, а строили сами горожане, "для осадного сидения", как сказано в источниках. Наверное, это был единственный случай в России, когда граждане сами ставили себе крепость, ограждая если не весь посад, то самую его главную часть. Такой гражданский подвиг был связан со Смутным временем, и с той напряженностью, которая сложилась в это время вокруг Костромы.

Эта крепость в 1620-х годах имела 12 квадратных в плане башен, три башни - проездные, с мостами через ров. Предтеченские ворота смотрели на Мшанскую улицу, Благовещенские - на напольную сторону, Никольские обращены были к Волге. Там, где крепость подходила к Волге, для защиты гавани сделали "отвод", усиленный двумя башнями. Длина стен по валу составляла чуть больше километра, высота - более 5 метров. Ров был довольно значительным, поскольку известно, что перекинутый через него мост был 32 метра в длину. Названия улиц красноречиво говорят, что здесь жили торговцы и ремесленники - Мыльный переулок, Челков, Суслов… Даже гора, на которой выстроен Новый город - не какая-то там Княжья, а Молочная. Хотя еще вопрос, почему так, и нет ли тут аллюзий на более глубокую старину, сути которой мы не понимаем.
В 17-м столетии источники фиксировали в Новом городе следующие памятники. На площади стояли церкви Николая и Усекновения Главы Иоанна Предтечи, выстроенные из дерева, причем Предтеченская была поставлена "под камень" - только в 1970-е годы в Архангельской области обнаружили храм, выстроенный в такой же манере, и поняли, как зодчие 17-го века подражали камню, не используя штукатурки, гвоздей, и вообще ничего, кроме топора. В Новом городе находились также таможня, земская изба, важня, амбары, гостиный двор, осадные избы и разные общественные дворы. Все деревянные здания уничтожены пожаром 1681 года. В 1672 году в Новом городе возводится каменная церковь Иоанна Златоуста с шатровой колокольней и двумя больничными кельями (и храм, и кельи выполняли функцию монастырской больницы). В 18-м веке эти сооружения разобрали.
Валы обеих крепостей стали разрушать с 1743 года и почти довершили дело к 1779-му. Но то, что осталось, срывали еще в 1809, 1817, 1818 и в 1824-м, когда наконец с валов убрали пушки, не слишком, впрочем, древние (из них приветствовали салютом Екатерину Великую), и сложили их в Муравьевском сквере, где они гнили до революции, а потом куда делись - Бог ведает. Как вы уже знаете, на месте Старого города разбивают парк, а в Новом городе строят торговые ряды. Поразительно, но на фотографиях конца 19-го века еще улавливаются следы крепостных сооружений вокруг торга Нового города, которые абсолютно не различимы сегодня (рисунок 16).
Ныне Новый город и есть настоящий центр Костромы. В этом тоже ее трагедия: туристы, да и сами жители не осознают, что нынешний центр города в историческом разрезе - вовсе не исторический центр, не самое древнее место, где жили и строились люди, однако, они подсознательно чувствуют, что и пути-дороги как-то не так лежат, и что тебя не покидает постоянное желание куда-то еще пойти, где-то увидеть еще что-то, более "настоящее", чем то, что видишь тут.

Самое интересное в центре - это торговые ряды. Торг был тут искони - собственно, не в последнюю очередь ради его защиты посадские люди и затеяли строительство своей "народной" крепости. Ряды уникальны: хотя едва ли не в каждом старом русском городе есть нечто подобное, но таких больших точно нет нигде. В своем нынешнем облике ансамбль сложился после пожара 1773 года. Основной массив перечисленных ниже сооружений принял первых торговцев в ноябре 1791 года, хотя изменения вносились до 1800-го. Более поздние здания мы оговорим особо.

По центру стоит замкнутый Гостиный двор, который еще называют Красными рядами (1800; рисунки 17, 18). Часть двора - Мелочные ряды (1820-1830; 1861; рисунок 21). С юга к нему примыкают Пряничные ряды, чуть западнее - Квасные (рисунок 19). Возле квасных рядов, на улице Молочная гора, стоит небольшая часовенка. Про нее нет данных ни в путеводителях, ни даже на сайте Костромской епархии. Вероятно, она поставлена в начале 19-го века, но стилизована под 17-й (рисунок 20). Второй линией от Квасных рядов идут, еще ближе к Волге, Рыбные, Мясные и Шорные, выстроившиеся в ряд. Перпендикулярно им и Волге, еще южнее - Малые Мучные, Дегтярные, и Соляной магазин. Западнее Гостиного двора стоят Овощные (их еще называют Табачные, 1819, рисунок 22), примыкающие к Думе и Магистрату. От них, перепрыгивая через Магистрат, тянутся Масляные (1808). Наконец, равновелики Гостиному двору также замкнутые в квадрат Большие Мучные ряды восточнее двора. Уф. Обойти все, и все сфотографировать - право слово, мало у кого сил хватит. Тем более, что место это сегодня не слишком приятное: торговля идет вовсю, контингент специфический. Между тем, этот комплекс точно выражает облик типичной русской ярмарки, позаимствованный от ордынского кочевого балагана. Таким был бы Макарьевский торг, только еще больше, кабы уцелел до нашего времени. Когда говорят обратное, мол, все это понастроено по проектам екатерининских архитекторов, забывают, что купцы по сути задробили их проект, и строить пришлось так, как хотел заказчик.

Посреди Гостиного двора возвышается стилизованная под 17-й век церковь Спаса в Рядах, поставленная в 1766 году, до появления Рядов в их современном виде, стало быть (рисунок 23). И то не диво: впервые деревянная церковь на этом месте упоминается в 1628 году. Портик к нынешнему храму пристроен лишь в 1794 году. В советские годы церковь изуродовали, и она даже не значилась в путеводителях того времени, но в последние годы ее восстановили.

Ряды с севера (точнее, с северо-запада) открыты на площадь Сусанина, выстроенную в духе классицизма. Доминанта площади - Каланча (1823-1826; боковые крылья - 1860, перестройки - 1880; рисунок 24). Справа от нее стоит Гауптвахта (1825), еще далее частный дом (Борщова, 1830-е), затем дом притча Благовещенской церкви и Присутственные места (1809). Все это замкнуто полукругом, как требовали тогдашние вкусы. Но и наши не имеют ничего против. Некогда в центре площади располагался памятник Ивану Сусанину (рисунок 25), от которого ныне осталась лишь гранитная колонна (1851; рисунок 26). Памятник был, однако, слабоват, мелок. Но то, что его сломали большевики - все же нехорошо. Свой новый памятник, наверное, более народный, они выстроили ниже, к Волге, в 1967 году. Памятник этот и в самом деле лучше прежнего, но позиционирован не столь эффектно (рисунок 27).

А вот памятник Ленину - удачный (см. заглавное фото в самом верху этой страницы). Это настоящая ирония над вождем, хотя ведь наверняка хотели как лучше. Он стоит высоко, глядит далеко, но из-за того, что застройка тут тоже высокая, памятник выглядывает в самое неподходящее время из очередной щели между домами, и сверхъестественно парит, сам вождь же при этом напоминает танцора брейк-данса. Очень смешно.
От площади Сусанина вниз идет улица, которая так и называется - Молочная гора. У реки она заканчивается воротами от въездной заставы, поставленными в 1823 году: ныне они своей запущенностью производят древнее впечатление (рисунки 28, 29). На набережной нет ничего интересного.

Также в этом разделе:



Добавить отзыв об этой странице Сообщить об ошибке