СОВЕСТЬ ( лат. conscientia) - обычно трактуется как способность человека
различать добро и зло, как внутренний голос, говорящий нам о нравственной
правде, о высших ценностях, о нашем достоинстве. Человек не просто "имеет
совесть", но "сам есть совесть" (С.Фейджин). Совесть действует
сверхразумно как нравственная интуиция: "существование совести не
совместимо с последовательным *рационализмом, ибо ее духовная реальность
ограничивает претензии разума на абсолютизм, а рационализма - на право
быть исчерпывающей философской позицией" (Ю.Шрейдер).
В христианстве: совесть - дар Божий для свидетельства Высшей правды:
"Совесть - самое тайное и святое святых человека, где он пребывает наедине
с Богом, Чей голос звучит в глубине его души. Через совесть дивным образом
исполняется закон, который исполняется в любви к Богу и ближнему"
(Ват.-II. РН, 16). Нередко говорят, что она не ошибается, а ее действие
ограничивается или извращается ошибками разума, неверной направленностью
воли, неведением, невниманием к высшим ценностям, пристрастиями к земному,
самоутверждением или разладом психики человека. Искажения есть, но верно и
другое: совесть не безгрешна и нуждается в очищении и развитии в духе
смирения и открытости к Богу, к Церкви, к Евангелию.
Человек должен всегда поступать по совести, отдавая себе отчет в ее
возможности ошибиться, и должен трудиться, чтобы в голосе совести все
яснее звучал голос свыше. Совесть может омертветь, если человек не раз
отвергал ее и поступал вопреки.