Икона Крещение Господне

 
Чудотворная икона "Крещение Господне", написанная в XVII веке, в точности воспроизводит Евангельское свидетельство с добавлением некоторых деталей, заимствованных из содержания службы праздника - например, ангелов и одной - двух аллегорических фигур у ног Спасителя, олицетворяющих реку и море.

В верхней части иконы изображается часть круга - символ разводящихся небес, которые, как некогда и рай, затворил для себя и своих потомков, Адамов грех. Эта часть круга символически указывает на присутствие Бога; из него исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.
 
На большинстве икон Спаситель изображается обнаженным. Так икона Крещения, в соответствии со смыслом богослужебных текстов, подчеркивает уничижение. Его божества: "обнажается небо облака, Одевая". Тем самым выделяется и цель - обнажаясь плотью, Христос надевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления. Праздник Крещения Господня называется Богоявлением не только по причине откровения всех Трех Ипостасей Божества, но также и потому, что открывает достоинство Иисуса Христа, выступившего на открытое служение во имя искупления рода человеческого. Отсюда - особое значение схождения Духа Святого на Спасителя. С одной стороны, напрашивается аналогия с потопом. Как тогда мир был очищен от своих беззаконий водами потопа и масличная ветвь в клюве у голубя, выпущенного Ноем с ковчега, возвещала о прекращении потопа и о возвращении мира земле, так и теперь нисхождение Святого Духа в виде голубя служило указанием на разрешение грехов и милости Божьей для всей вселенной. С другой стороны, голубь являлся жертвенной птицей в Израиле, чем подчеркивался характер будущего служения Иисуса Христа. Вот почему изображение Святого Духа в виде голубя уместно лишь на иконе Крещения Господня.
 
Песнопения праздника обращают наше внимание на полноту освящения Спасителем воды ради нашего очищения и обновления. Взявший на себя грехи мира "покрывается водами Иордана". Символический язык иконы передает эту мысль, когда изображает Иисуса Христа стоящим, словно на фоне воды, как в пещере. При помощи такого приема нам дается понять, что при Его Крещении погружалась не часть, а все тело - в образе погребения Христа, т.к. Крещение знаменует собой смерть Господа. В знак того, что инициатива происходящего принадлежит Ему, что Он, Владыка, пришел к рабу, прося крещения, Спаситель почти всегда изображается идущим или делающим движение в сторону Иоанна Крестителя, в то же время приклоняя Свою голову под руку. Своей правой рукой Он благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их своим погружением. Отныне - вода не образ смерти, но рождения в новую жизнь. Вот почему на изображениях Крещения первых веков, к примеру в катакомбах, кресаемый, как и Спаситель, чаще всего изображался ребенком. Вот почему в первые века христианства возраст человека отсчитывался не от естественного, а от благодатного рождения - с момента крещения. Поэтому на многих эпитафиях погребенных в катакомбах христиан помечен младенческий возраст, хотя, судя по размерам гроба, в нем почивают останки взрослого человека.

Также в этом разделе:



Добавить отзыв об этой странице Сообщить об ошибке